Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова
Rus

ЦИАМ – головная научная организация российского авиадвигателестроения

DSC_0333.JPG

Государственный научный центр Российской Федерации, Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова» – единственная в стране научная организация, осуществляющая полный цикл исследований, необходимых при создании авиационных двигателей и газотурбинных установок на их основе, а также научно-техническое сопровождение изделий, находящихся в эксплуатации. В соответствии с приказом Минпромторга России от 26.08.2011 г. ФГУП «ЦИАМ имени П.И. Баранова» признано научной организацией – лидером.

От имени Российской Федерации права учредителя и собственника имущества предприятия осуществляет Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского». Отдельные полномочия, определяемые Правительством Российской Федерации, осуществляют Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Созданный в 1930 г., институт успешно сочетает фундаментальные научные исследования с практикой участия в разработке с отечественными фирмами перспективных авиационных двигателей, их узлов и систем. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

В ЦИАМ ведутся работы по созданию опережающего научно-технического задела для авиационных, морских и стационарных двигателей, разработке новых горюче-смазочных материалов, исследования по возобновляемым источникам энергии, в том числе водородной энергетике, проводятся уникальные высотные и климатические испытания авиационных и аэрокосмических двигателей, ведутся работы по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения.

Институт обладает крупнейшим в Европе уникальным комплексом для наземных и высотных испытаний двигателей, их узлов и систем. Все виды испытаний натурных двигателей, их узлов и систем можно проводить на его стендах. Наиболее сложные и энергоемкие виды обязательных испытаний авиационных двигателей, воспроизводящие натурные условия эксплуатации (высота, скорость, температура, влажность и др.), могут быть выполнены в России только на стендах Научно-испытательного центра ЦИАМ.

В ЦИАМ работает большая группа видных ученых – руководителей научных школ, труды которых в области физико-технических проблем энергетики, гиперзвуковых технологий, теории пограничного слоя, турбулентности, горения и теплопроводности, течения электропроводящего газа, газовой динамики лопаточных машин, динамики и прочности, теории двигателей, математического моделирования высокого уровня, высокоэнергетического топлива, авиационной химмотологии и других дисциплин широко известны в нашей стране и за рубежом.

ЦИАМ располагается на двух площадках – в районе Лефортово Юго-Восточного административного округа Москвы (м. «Авиамоторная») и городе Лыткарино Московской области (Научно-испытательный центр ЦИАМ). 

Направления деятельности Центрального института авиационного моторостроения

  • Разработка прогноза и основных направлений развития авиационных двигателей с учетом достижений мировой авиационной науки и техники.
  • Методология создания двигателей.
  • Фундаментальные исследования в областях газовой динамики, прочности, теплообмена, горения, акустики.
  • Прикладные исследования по формированию облика различных типов воздушно-реактивных и авиационных поршневых двигателей; проектированию узлов и систем авиационных двигателей; обеспечению надежности и безотказности.
  • Испытания авиационных двигателей, их узлов и систем в реальных условиях эксплуатации.
  • Проектирование стендового оборудования и средств измерений.
  • Разработка высокоэффективных ГТУ для энергетики и газоперекачки.

Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова участвует в разработке и реализации: 

  • Стратегии развития газотурбинного двигателестроения в авиационной промышленности Российской Федерации;
  • Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии»;
  • Национального плана развития науки и технологий в авиастроении;
  • Государственной программы «Развитие авиационной промышленности Российской Федерации».

Специалисты института привлекаются в качестве экспертов при внесении изменений в Воздушный кодекс РФ, Закон о техническом регулировании, Закон о стандартизации, другие законодательные и нормативные акты.