О ЦИАМ
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова
Rus
Array
(
    [0] => Array
        (
            [TEXT] => Хронологический очерк
            [LINK] => /about/history/victory-day/chronological-otherc
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => P
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [CHAIN] => Array
                (
                    [0] => Хронологический очерк
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [1] => Array
        (
            [TEXT] => Они сражались за Родину
            [LINK] => /about/history/victory-day/memories-of-lomovtsev-about-the-war
            [SELECTED] => 1
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => P
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [CHAIN] => Array
                (
                    [0] => Они сражались за Родину
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [2] => Array
        (
            [TEXT] => Мемориальный комплекс ЦИАМ
            [LINK] => /about/history/victory-day/memorial-ciam
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => P
            [ITEM_INDEX] => 2
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [CHAIN] => Array
                (
                    [0] => Мемориальный комплекс ЦИАМ
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [3] => Array
        (
            [TEXT] => Совет Ветеранов
            [LINK] => /about/history/victory-day/the-council-of-veterans
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => P
            [ITEM_INDEX] => 3
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [CHAIN] => Array
                (
                    [0] => Совет Ветеранов
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [4] => Array
        (
            [TEXT] => Голос памяти
            [LINK] => /about/history/victory-day/golos_panyti/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 4
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [CHAIN] => Array
                (
                    [0] => Голос памяти
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 1
        )

    [5] => Array
        (
            [TEXT] => Голос ЦИАМ
            [LINK] => /about/history/victory-day/golos_panyti/voice-ciam/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [CHAIN] => Array
                (
                    [0] => Голос памяти
                    [1] => Голос ЦИАМ
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 2
            [IS_PARENT] => 
        )

    [6] => Array
        (
            [TEXT] => ЦИАМовские рифмы: ветераны о войне
            [LINK] => /about/history/victory-day/golos_panyti/ciam_veterany_o_vojne/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [CHAIN] => Array
                (
                    [0] => Голос памяти
                    [1] => ЦИАМовские рифмы: ветераны о войне
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 2
            [IS_PARENT] => 
        )

)

Они сражались за Родину

Участник Великой Отечественной войны.

В 1943 году Александр Александрович Андреев был призван в Красную Армию и направлен на Дальний Восток. Воевал рядовым автоматчиком на Дальневосточном фронте. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией».









Галина Павловна Антонова начала боевой путь добровольцем в октябре 1941 года, прервав учебу на 2-м курсе Московского института цветных металлов. В звании младшего лейтенанта медицинской службы была направлена в 1-й полк 3-й Московской коммунистической дивизии, дислоцированной в деревне Ховрино под Москвой. В ноябре 1941 года она была откомандирована на помощь медицинской службе в дивизию генерала И.В. Панфилова, где работала вместе с дочерью прославленного полководца.

С этим подразделением Галина Павловна прошла боевой путь до Дня Победы в войсках Западного, Северо-Западного, Ленинградского, 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов, оказывая помощь раненым.

За образцовое выполнение воинского долга награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Москвы», «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

В сентябре 1945 года Г.П. Антонова поступила на работу в ЦИАМ в технологическое бюро. С 1965 года принимала активное участие в ветеранском движении. До 1995 года работала в Совете ветеранов ЦИАМ – даже после выхода на пенсию в 1978 году.



После окончания в 1938 году Свердловского медицинского института по специальному комсомольскому набору Клавдия Евдокимовна была призвана в Красную Армию и по окончании военных сборов зачислена врачом полка в Ленинграде с присвоением звания капитана медицинской службы.

С первых дней Великой Отечественной войны и до ее окончания она находилась в действующей армии на Ленинградском фронте в составе 214-го зенитного гвардейского артиллерийского полка и 11-го полка аэростатов заграждения.

О войне Клавдия Евдокимовна вспоминала так: «Самым страшным врагом для нас был голод».

Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».

С 1957 года и до последних дней Клавдия Евдокимовна работала врачом медсанчасти и главным врачом профилактория ЦИАМ, отдавая свои силы и знания людям.



В октябре 1941 года первокурсник МГУ им. М.В. Ломоносова Григорий Бам-Зеликович пополнил ряды Красной Армии. В составе 158-й стрелковой дивизии он, рядовой солдат, воевал на Калининском фронте. С 12 февраля 1942 года дивизия участвует в боях и сражениях по разгрому под Москвой войск немецко-фашистских оккупантов, затем — в Торопецко-Холмской наступательной операции (битва за Ржев).

В 1942 году Григорий Михайлович был тяжело ранен, а после лечения — демобилизован. Отважный рядовой был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За победу над Германией» и рядом юбилейных.

В 1947 году Григорий Михайлович с отличием окончил МГУ им. М.В. Ломоносова и поступил на работу в НИИ-1. Затем, в 1952 году, он пришел на работу в ЦИАМ, в лабораторию газовой динамики. Ее создателем и руководителем был фронтовик, тоже выпускник МГУ Горимир Горимирович Черный.

Важный цикл работ Г.М. Бам-Зеликовича был посвящен исследованию течений газа при наличии горения. Ряд его статей связан с изучением пограничного слоя. За эти исследования Григорий Михайлович был удостоен премии Н.Е. Жуковского. Работы Бам- Зеликовича получили признание среди специалистов в области гидромеханики, физики низких температур, энергетики, а сам он стал одним из основателей школы газовой динамики ЦИАМ.



В октябре 1940 года он стал токарем механического цеха ЦИАМ. В ноябре 1941 года Михаил Тихонович попал на фронт в стрелковый батальон связистом. Свое боевое крещение он прошел в битве под Москвой. Также воевал под Гжатском (ныне — г. Гагарин).

В сентябре 1942 года в составе 32-й гвардейской стрелковой дивизии воевал под Сталинградом. В начале декабря участвовал в операции форсирования Дона: советские солдаты шли по неокрепшему льду реки под жестким огнем противника. В боях за Сталинград был тяжело ранен и демобилизован.

Вернувшись в марте 1943 года на работу в ЦИАМ, он стал контролером модельного участка при литейном цехе, выпускавшем в то время продукцию для фронта.

За мужество и отвагу, проявленные в годы войны, М.Т. Бессмертных награжден орденами Славы III степени, Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда» и др.

На фронт вместе с Михаилом Тимофеевичем ушли его отец Тихон Тимофеевич Бессмертных и дядя Иван Тимофеевич Бессмертных. Все они были сотрудниками ЦИАМ. Имя Ивана Тимофеевича высечено на циамовской стеле памяти, он героически погиб в битве под Москвой.



Сотрудник Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова. Без отрыва от производства в 1936 году окончил курсы в аэроклубе, стал летчиком-инструктором.

В 1941 году, весной, Виктор Бияк был призван армию и попал в 160-й резервный авиаполк Красной Армии, находившийся в Кировограде. Здесь он осваивал новую технику. Когда началась война, В.Ф. Бияк в звании старшего сержанта и должности командира звена был отправлен в 248-й истребительный авиаполк Юго-Западного фронта Действующей Армии, который находился на Дону под Ростовом.

10 октября 1941 году вступил в свой первый бой. Быстро пошел на повышении по званию. Вследствие нанесения противником бомбового удара на аэродром, лишился самолета. В апреле 1942 г. был переведен в 8-й истребительный авиаполк 229-ой авиационной дивизии Южного фронта. К концу апреля 1942 г. имел 40 боевых вылетов. В мае в «гости» к противнику летал каждый день. Последним адресом был: Действующая армия, полевая почта 117, 8-й истребительный авиаполк.

Его последнее письмо отцу в Москву было послано 11.05.1942 г. 20 мая 1942 г. пилот, лейтенант Бияк В.Ф. в составе звена вылетел в район Каменка-Голая долина Ворошиловградской области для сопровождения группы штурмовиков Ил-2 и, вступив в воздушный бой у Коровин Яра с истребителями противника, погиб.

По воспоминаниям дочери В.Ф. Бияк — Эллы Викторовны Бияк



Начало войны Борис Федорович Божков встретил на Западном фронте и прошел со своим полком весь боевой путь, побывав также на Прибалтийском и Украинском фронтах. Его служба в рядах Красной Армии началась еще в 1940-м году, когда после школы сержантов он был направлен авиамехаником в ближнебомбардировочный полк ВВС.

Борис Федорович участвовал в освобождении Будапешта, Бухареста, Белграда. День Победы встретил в звании старшины в Югославии. За свои военные подвиги он был награжден орденами «Красной звезды», Отечественной войны II степени, дважды — медалями «За боевые заслуги», «За взятие Белгорода» и др.

После демобилизации в 1947 году устроился на работу в ЦИАМ, на должность механика.





Владимир Аполлонович Бочковский начал работать в ЦИАМ в 1932 году токарем-лекальщиком. В 1935 году он стал лучшим производственником инструментального цеха и возглавил комитет Комсомола ЦИАМ.

Когда началась война, В.А. Бочковский в звании командира взвода (на тот момент он без отрыва от производства учился во Всесоюзной авиационной промышленной академии) был мобилизован в действующую армию. Воевал на Северо-Западном, Донском, Южном, 2-м и 3-м Украинском фронтах, был участником Сталинградской битвы. Четырежды раненый и несколько раз контуженный, В.А. Бочковский закончил войну в звании командира дивизиона «Катюш».

За боевые подвиги на фронте он был награжден орденами Отечественной войны I и II степени, Красной звезды, медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Вены» и др.

Вернувшись после войны в ЦИАМ, работал заместителем начальника, возглавлял инструментальный цех, а с 1953 года — руководил опытным производством Института. При участии В.А. Бочковского были созданы участки литья рабочих лопаток из новых прочных и жаростойких сплавов по выплавляемым моделям, внедрены электрофизические методы обработки деталей, новые способы специальных видов сварки и пайки, плазменного напыления термозащитных материалов, создано зубошлифовальное отделение, оснащенное современными станками.

Под его руководством проводилась не только непрерывная модернизация экспериментальных установок, но и создавались новые уникальные мощности на московской и тураевской площадке ЦИАМ.



Его призвали в армию накануне Великой Отечественной войны. После окончания теоретического курса в Тбилисском авиационном летном училище Дмитрий Павлович Войтенко был задействован в строительстве городского аэродрома. Там же он начал свои первые учебные полеты. Однако с профессией летчика не сложилось: в начале декабря по болезни он был признан непригодным к этой службе. Дмитрий Павлович был переведен стрелком в формируемую пехотную бригаду, которая в декабре 1941 года была направлена на Юго-Западный фронт в состав 6-й гвардейской дивизии.

Пехотная часть, в которой он воевал, после освобождения Тульской области в 1942 году участвовала в наступлении на Мценском направлении Орловской области. Заняв оборонительный рубеж, дивизия вступила в ожесточенные бои, не позволив врагу продвинуться на Москву с юга. Под Мценском Д.П. Войтнеко был тяжело ранен и в 1942 году демобилизован. В том же году он поступил в Московский авиационный институт (МАИ).

В 1948 году, после окончания вуза, Дмитрий Павлович был распределен в ЦИАМ. Он проводил исследования и доводку опытных авиационных поршневых двигателей АМ-45, АШ-73ТК, комбинированных двигателей АШ-2К и М-253К. Параллельно занимался исследованием двигателей АШ- 82В для вертолета Ми-4. Продолжением «вертолетной» тематики стала работа над двигателем ТВ2-117 для самой массовой винтокрылой машины Ми-8, а также ряда энергоузлов.

Многие из его разработок и рекомендаций в области силовых установок для вертолетов были внедрены ОКБ.



С первых и до последних дней войны Николай Дулепов был на фронте. Участвовал в оборонительных боях под Старой Руссой, в освобождении города Дно, Прибалтики, принимал участие во взятии города-крепости Кенигсберг.

В октябре 1940 года после окончания 10 классов Николай Дулепов был призван в Красную Армию и определен в 40-ю бронетанковую бригаду, которая дислоцировалась под Ленинградом, около Черной речки. На ее вооружении находились легкие танки Т-26.

Первые месяцы войны солдатом воевал в составе 76-го отдельного артдивизиона, куда был направлен из 40-й бронетанковой бригады, в которой не хватало танков даже для кадровых военных. После ожесточенных оборонительных боев артдивизион был разбит. Когда его расформировали, Николай Петрович был зачислен в 182-ю стрелковую дивизию, в составе которой воевал на Северо-Западном фронте до конца войны.

Его награды: ордена Отечественной войны II степени, Красной Звезды; медали «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».

Н.П. Дулепов был контужен, испытал все тяготы, выпавшие на долю солдат в той жесточайшей войне. В октябре 1946 года он был демобилизован.

В мирное время работал в ЦИАМ. Без отрыва от производства окончил Московский авиационный институт.



Родился в 1924 году.

Летом 1941 года, будучи учеником старших классов школы, работал на строительстве оборонительных сооружений.

В августе его, в 17-летнем возрасте, призвали в Красную Армию. Воевал на Ленинградском и 2-м Прибалтийском фронтах. День Победы встретил в Прибалтике. Однако война для Георгия Ивановича закончилась в Маньчжурии, куда он был переброшен на Дальневосточный фронт.

Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу» (дважды), «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией».

В мирное время работал в ЦИАМ.





Рядовой Александр Ершов в составе 93-го гвардейского минометного полка участвовал в боях на 3-м Белорусском фронте, освобождал Смоленщину и Белоруссию. Под Оршей был тяжело ранен. После лечения работал в Военно- восстановительной организации, где был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Александр Викторович вспоминает: «Мне памятны первый бой и бой в так называемом «мешке», о котором хочется рассказать. В одном из боев наш батальон освободил деревню. Избы сгорели, остались одни печи и пепелища, жителей не было. За деревней были вынуждены занять оборону, так как встретили упорное сопротивление противника. Утром следующего дня немцы при поддержке авиации и нескольких танков попытались вернуть утраченные позиции. В отдельных местах им это удалось, кроме участка, который занимала наша рота. Слева и справа от нашей роты оказался враг, который яростно старался ликвидировать «выступ». Нам пришлось обороняться с трех сторон. Мы оказались в «мешке». Минометный расчет, в котором я находился, беспрестанно менял цели, стреляя в немцев. Наши мины 82-миллиметрового калибра не давали противнику возможности сосредоточиться на опасных для нас участках. Когда погиб командир расчета, я его заменил, поскольку был наводчиком миномета. Кончились мины – и нам пришлось обороняться автоматами и гранатами. К вечеру этого же дня батальону удалось выбить немцев, вклинившихся в нашу оборону, и занять прежние позиции. В сводках Верховного Главнокомандующего сообщалось, что на Центральном фронте идут бои местного значения, но мне памятен тот тяжелый бой, в котором рота понесла большие потери, а из моего расчета остались в живых заряжающий и я».

А.В. Ершов выдержал тяжелые испытания войны. За боевые подвиги награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией».

В послевоенное время работал в ЦИАМ.



«Ваш муж, сержант Ершов Иван Максимович, в боях за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявил геройство и мужество, был ранен в бою и скончался от ран 5 августа 1942 года».

Эту страшную и горькую весть получила с фронта сотрудница ЦИАМ, комплектовщик опытного производства Анна Алексеевна Ершова. Теперь священная реликвия о героической гибели отца хранится у дочери Ивана Максимовича — Этери Ивановны.

На фронт Иван Ершов (на фото — справа) ушел добровольцем. Он был направлен в 130-ую стрелковую дивизию (371 стрелковый полк), сформированную на базе 3-й Московской коммунистической. Впоследствии 130-я была переименована в 53-ю гвардейскую стрелковую дивизию.

Он воевал на Ленинградском фронте и получил смертельные ранения в боях под Старой Руссой.

Вместе с ним на фронт рвался и его друг, сотрудник ЦИАМ, впоследствии заместитель начальника цеха опытного производства Иван Михайлович Колосков (на фото — слева). Однако отбор в армию не прошел по состоянию здоровья. После гибели товарища Иван Михайлович взял на себя заботу об его семье.



После окончания в 1936 году моторного факультета МАИ Михаил Яковлевич, уже имеющий практический опыт работы слесарем, пришел на работу в ЦИАМ. В предвоенный и военный период он трудился в Институте инженером-экспериментатором, конструктором, начальником конструкторской бригады, заместителем начальника конструкторского отдела и руководителем одной из лабораторий по испытаниям топливной аппаратуры авиационных моторов.

Именно его, уже опытного специалиста в области авиамоторостроения, по приказу Красной Армии направили в 330-ю истребительную авиационную дивизию в составе комиссии, которая должна была обеспечить войсковые испытания и внедрение во фронтовых условиях топливных регуляторов нового типа на моторы АШ-82ФН. Это значительно повысило бы боевые качества самолетов Ла-5 с этими моторами. После успешного проведения этой работы и по рекомендации М.Я. Журбенко переоборудования моторов, был устранен дефект переобогащения топливом двигателя АШ-82ФН. Благодаря этому боевые характеристики самолета Ла-5 с этими моторами значительно возросли.

На фронте Михаил Яковлевич провел полгода. Помимо выполнения своих прямых обязанностей, он организовал учебу технического состава авиационного полка для того, чтобы механики могли изучить конструкции авиадвигателей и их систем, освоили правила эксплуатации моторов АШ- 82ФН и лучше готовили самолеты к боевым полетам. Сам «эксперт из Москвы» не брезговал работой обычного техника: ремонтировал и готовил «крылатые» машины к боевым вылетам.

За проведенное им на фронте усовершенствование аппаратуры впрыска и устранение дефекта переобогащения топливом мотора АШ-82ФН Михаил Яковлевич был награжден орденом Отечественной войны II степени.

Уже после войны он стал активно участвовать в работах по реактивной тематике. Как руководитель научно-экспериментального отдела Журбенко многое сделал для строительства и освоения новых стендов и исследования на них в высотных условиях небольших натурных газотурбинных двигателей.

Длительное время Михаил Яковлевич был руководителем научно- экспериментального коллектива, который проводил исследования ГТД на высотных стендах в Тураево. Под его руководством исследованы десятки натурных авиадвигателей. По результатам этих работ были выданы рекомендации промышленности для улучшения рабочего процесса двигателей, прочности их конструкции, эксплуатационных характеристик.



22 июня 1941 года в военкомат пришел 17-летний доброволец Алексей Зайцев. Его командировали в подразделение, которое базировалось в Подмосковье и участвовало в легендарном параде на Красной площади 7 ноября 1941 года.

Ратный путь молодого солдата начался в армии генерала К.К. Рокоссовского. Именно оттуда Алексей Николаевич был направлен в особую группу разведчиков-диверсантов для заброса в тылы противника.

Боевое крещение Алексей Николаевич принял в 1942 году. В составе группы из 22 разведчиков он перешел линию фронта в районе станции Сухиничи и направился в сторону Смоленска. Вначале группа двигалась на лыжах, причем Алексей Николаевич нес внушительный груз — 32 килограмма радиоаппаратуры. Однако вскоре пришлось признать — на лыжах выполнить боевую задачу невозможно, придется идти пешком. По глубокому снегу, идя в первых рядах, Алексей Николаевич нес свой бесценный груз. Этот поход заполнился молодому разведчику как самый тяжелый из всех, в которых ему пришлось участвовать.

Из группы отважных разведчиков был сформирован партизанский отряд, который разросся до 800 бойцов. В январе 1943 года партизаны объединенных отрядов захватили станцию Красное, уничтожив более 10 вражеских эшелонов с техникой, горючим и живой силой.

В апреле 1942 года разведотряд был отозван, из 22 человек в Москву вернулись только 7

После заслуженного отдыха и переформирования А.Н. Зайцев был заброшен самолетом в тыл к немцам в Белоруссию, затем — в Литву. Контуженный и четырежды раненый, за свои боевые заслуги Алексей Николаевич был награжден орденами Боевого Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, медалями «Партизану Отечественной войны I степени, «За боевые заслуги», «За оборону Москвы» и юбилейными.

В 1946 году Алексей Николаевич после окончания курсов электросварщиков поступил на работу в ЦИАМ. За время работы он стал мастером, выполняя наиболее ответственные работы для производства, объектов исследования и экспериментальных установок. Он стал одним из основателей ветеранского движения в ЦИАМ.



Василий Иноземцев, почетный сотрудник ЦИАМ с более чем 30-летним стажем, начал свой трудовой путь мотористом на испытательном стенде Института. Его работа пришлась на самое «горячее» время, когда стенды были загружены испытаниями, а испытатели работали днем и ночью. Как и большинство представителей его поколения, не представлявших себе труд иначе, трудился он с полным напряжением душевных и физических сил. 

Родился Василий Никитович в 1918 году в деревне Татаркино Рязанской области. В семье было пятеро детей. До войны отслужил в кавалерии на Северном Кавказе. После – работал наладчиком станков на Первом шарикоподшипниковом заводе в Москве. Отказавшись от брони на призыв в армию, он в октябре 1941 года отправился на фронт. Его назначили старшим конного патруля в комендатуре Москвы.

Осенью 1942 года его воинскую часть направили под Сталинград. Там вновь начались испытания воли и характера, мужества, находчивости и стойкости.

Однажды роте Василия Никитовича предстояло в конном строю проехать по очищенной саперами дороге минное поле. Не успели добраться до середины поля, как фашистские самолеты начали бомбардировку. Его испугавшийся конь понесся галопом по минному полю: каждую секунду можно было погибнуть, однако он невредимым добрался до места назначения.

Несмотря на везение, Василия Никитовича настигла шальная пуля. Но и на этот раз ему повезло: попав в открытый рот и пробив щеку, она вылетела наружу.

Василий Иноземцев участвовал в боях за освобождение Украины, Румынии, Венгрии, Австрии и Чехословакии. Освобождал Будапешт и Вену. Прошел всю войну и встретил День Победы. После окончания войны, с 1945 по 1947 гг., служил в составе советских войск в Венгрии.

Василий Иноземцев сполна отдал долг Родине. Всего через каких-нибудь 8 лет на его глазах будет построен Научно-испытательный центр в Тураеве, и Василий Иноземцев войдет в число его первых сотрудников. Наступит время новых подвигов – трудовых. На стенде для испытаний двигателей маневренной авиации он проработает всю оставшуюся жизнь.



Участник Великой Отечественной войны.

Василий Иванович Капустин воевал в составе 5-й танковой армии на 1-м Белорусском и 2-м Прибалтийском фронтах, был сапером-разведчиком. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».







Участник Великой Отечественной войны (1942-1944 гг.)

Ушла на фронт добровольцем, когда ей не было и восемнадцати лет. Трижды была ранена, но после каждого ранения возвращалась на фронт. Была командиром стрелкового отделения, командиром пулеметного расчета.

После пребывания в запасном полку 6 ноября 1942 года Мария Киселева была направлена в 309-ю стрелковую дивизию, в разведроту, которая в конце декабря получила задание взять «языка». Выполнить его смогли только с третьей попытки. Это было боевое крещение молодого и отважного бойца – Маши Киселевой. За успешно проведенную операцию она была удостоена правительственной награды – медали «За боевые заслуги».

Вскоре Марию Киселеву отправили на курсы младших командиров и в мае 1943-го назначили командиром стрелкового отделения 957-го стрелкового полка.

После излечения от полученного третьего ранения она была направлена в 56- ю гвардейскую стрелковую дивизию 258-го гвардейского стрелкового полка командиром пулеметного расчета 1-й пулеметной роты.

Воевала в Воронежской, Белгородской и Калининской областях. Закончила войну под Ригой на 2-м Прибалтийском фронте и в июне 1945 года была демобилизована.

Ее награды: орден Славы III степени, Отечественной войны I степени; медали «За боевые заслуги», «За отвагу» (дважды), «За победу над Германией» и др.

В мирное время работала в ЦИАМ. Ветеран труда СССР.



История Алексея Козлова – это еще одна удивительная судьба участника войны. Он родился в 1924 году. Когда началась война, его призвали в ряды Советской армии. Воевал под Ленинградом, был вторым номером пулеметного расчета.

На войне как на войне. В очередной раз немецкие войска заняли выгодную позицию. Нашим бойцам пришлось окопаться в болотистой низине. В ожидании подкрепления несколько недель наши солдаты стояли по пояс в воде, дрожа от холода. Все передвижения были возможны только в ночи, в темноте. 

Однажды Алексей Иванович был ранен в левую руку. Ее кое-как перевязали и стали ждать темноты, чтобы переправить раненого в санчасть. Когда стемнело, Алексей Иванович и двое сопровождающих выбрались из окопов и побрели в тыл. Сопровождающие проводили Алексея до дорожки, ведущей в санчасть, и вернулись обратно на позиции. Ослабевший от потери крови, он еле передвигался, шел, пошатываясь и опираясь на деревья и столбы, временами теряя сознание. Попутчиков не было. Только на рассвете бойца подобрала подвода, на которой везли раненых в госпиталь.

Там выяснилось, что пуля раздробила плечевую кость, но главной опасностью для жизни стало воспаление внутренних органов из-за переохлаждения. 

Когда закончилась война, он приехал в Москву, окончил конструкторские курсы и стал работать конструктором в одной из научных лабораторий ЦИАМ. Изучал конструкции иностранных авиационных двигателей, готовил рекомендации для отечественных ОКБ по улучшению отечественных моторов, участвовал в написании трудов и обзоров по конструкции авиадвигателей.

Война наложила отпечаток на всю его жизнь, после ранения левая рука Алексея Ивановича работала только в нижнем положении, поднять ее без помощи правой он не мог. Но он с юмором относился к трудностям. Например, выиграл не один десяток споров на то, что сможет укусить собственный локоть.



Участник гражданской и Великой Отечественной войн.

Александр Александрович окончил три летные школы: Егорьевскую, знаменитую Качинскую военную школу под Севастополем, Высшую школу стрельбы и бомбометания в Серпухове. В 1930 году он поступает в Военно- воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского и по ее окончании назначается военным представителем на завод № 21 в Горьком, где работает с шеф-пилотом ОКБ завода Валерием Чкаловым. Там же Александр Кокорин начинает совместную работу с талантливым конструктором И.Ф. Флоровым, впоследствии начальником отдела ЦИАМ. Осенью 1938 года конструкторы И.Ф. Флоров и А.А. Боровков получили новую базу в г. Долгопрудном под Москвой. Вместе с ними переехал в качестве старшего военпреда завода и А.А. Кокорин. Совместная работа была прервана войной.

С началом Великой Отечественной войны Александра Александровича назначают инженером в 46-ю авиадивизию в г. Калинин. В ноябре 1941 года он был ранен (в третий раз за свою жизнь), а 22 декабря чудом остался жив при бомбежке отбитого у немцев Михайловского аэродрома в Калинине. В 1942 году Кокорин – инженер особой морской авиационной группы резерва Ставки Главного Командования.

Александр Александрович участвовал в прорыве под Тихвином, в защите советского Заполярья. Потом были и другие жестокие бои: форсирование Одера, сражения за Бреславль, Котбус, Берлин.

Его награды: ордена Ленина, Боевого Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды; медали «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Советского Заполярья», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и др.

После войны А.А. Кокорин продолжил работу с И.Ф. Флоровым в НИИ-1 над созданием экспериментального самолета с жидкостно-реактивным двигателем. В 1948 году вместе с группой специалистов, возглавляемой И.Ф. Флоровым, А.А. Кокорин перешел в ЦИАМ, где приступил к работе в лаборатории анализа перспективных силовых установок и эффективности применения авиационных двигателей.



Участник Великой Отечественной войны (1941-1943 гг.).

Воевал на Западном и 3-м Белорусском фронтах.

Награжден орденами Славы III степени и Отечественной войны I степени, медалями «3а отвагу», «За взятие Кенигсберга», «3а победу над Германией».







На войну будущий командир танковой роты, участник боев на Западном, Калининском, Северо-Западном, Центральном и 2-м Прибалтийском фронтах Борис Михайлович Митин отправился после четвертого курса МВТУ им. Н.Э. Баумана. Несмотря на бронь, которую давали студентам, он добровольцем записался в ряды Красной Армии.

Молодого командира в боевых условиях отличали хорошая техническая подготовка и находчивость. Участвуя в сражениях, Борис Михайлович был ранен, четыре раза горел в танке и был контужен. Его ратные подвиги отмечены орденами Отечественной войны II степени и Красной звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией» и другими.

Храбрый офицер-фронтовик, слушатель Военной академии бронетанковых войск, в 1945 году он участвовал в Параде Победы на Красной площади.

В 1948 году Борис Михайлович пришел работать в ЦИАМ. Сначала ведущим специалистом, затем — начальником перспективного отдела по исследованию теплового состояния воздушно-реактивных двигателей. Под его руководством и при непосредственном участии проводился ряд исследований теплообмена в ПВРД, теплозащитных покрытий, систем охлаждения форсажных камер и сопел, а также теплообменных аппаратов. Им разработана теория и методика расчета оптимизированных теплообменников различных систем двигателя.

Многие годы Б.М. Митин являлся председателем Совета ветеранов войны ЦИАМ.



Участник Великой Отечественной войны (1942-1945 гг.).

Воевал на Северно-Западном, 3-м Белорусском, Забайкальском фронтах.

Награжден орденами Красной Звезды (дважды), Отечественной войны II степени (дважды), медалями «3а оборону Москвы», «3а победу над Японией».







Войну он встретил рядовым бойцом. Вместе с отступающими из Смоленска частями Петр Григорьевич дошел до подмосковного Одинцова. Оттуда их часть была направлена на переформирование под Владимир.

Будущий циамовецучаствовалв наступательных боях под Калугой, Наро- Фоминском, на Курской дуге. Он воевал на Украине, форсировал Дунай, затем попал со своей частью в Молдавию, пройдя также Румынию, Болгарию и Венгрию.

Петр Григорьевич награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны IIстепени и медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией» и рядом юбилейных.

В 1946 году он поступил на работу в ЦИАМ на должность слесаря-механика. Затем П.Г. Неровня стал инженером-экспериментатором, старшим мастером компрессорной установки У-96.



В ряды Красной Армии Евгений Алексеевич Отцов был призван лишь в сентябре 1942 года, после заочного окончания средней школы. Однако война для него началась еще в июле 1941 года, когда в составе трудового батальона комсомольского актива он принимал участие в создании оборонительных сооружений между Смоленском и Вязьмой.

Заочно учась, он работал револьверщиком на радиозаводе, а по ночам гасил «зажигалки» — зажигательные бомбы на крышах и чердаках московских домов. Это было очень сложное и ответственное дело. Когда немецкая «зажигалка» попадала на крышу дома, то резко вспыхивала. Важно было быстро подхватить ее щипцами и скинуть вниз, где другие расчеты закидывали ее песком, землей и водой.

После призыва в армию Евгений Алексеевич ускоренно отучился в Ярославском пулеметно-минометном училище и 448-м запасном танковом батальоне и был направлен на фронт в 57-ю мотострелковую бригаду 2-й танковой армии.

В составе войск Орловского направления Центрального фронта Евгений Алексеевич принял боевое крещение в районе железнодорожной станции Поныри, много раз переходившей из рук в руки. Участвовал в освобождении городов Орел и Севск.

После битвы на Курской дуге и пополнения бригады людьми и техникой Е.А. Отцов в составе войск 1-го и 2-го Украинских фронтов участвовал в окружении и ликвидации немецкой группировки войск в районе города Корсунь-Шевченковский, в форсировании реки Днестр, в освобождении Молдавии, городов Умань, Вапнярка и в штурме румынского города Тыргул- Фрумос.

В 1944 году в составе 2-й танковой армии, переброшенной на 1-й Белорусский фронт, он принимал участие в освобождении Белоруссии и Восточной Польши, а в самом начале 1945 года — в освобождении Варшавы и Западной Польши. На завершающем этапе войны Евгений Алексеевич в составе своей бригады участвовал в переходе немецкой границы в Померании и выходе к Балтийскому морю, форсировании реки Одер и в битве за Берлин.

2 мая 1945 года недалеко от рейхстага принимал капитуляцию Берлинского гарнизона, а уже 24 июня 1945 г. участвовал в Параде Победы на Красной площади.

В 1947 году поступил в ЦИАМ. Здесь он прошел путь от лаборанта до начальника сектора отделения «Динамика и прочность авиационных двигателей».



Участник Великой Отечественной войны (1944 г.)

Весной 1944 года в составе 150 слушателей ВВИА им. Н.Е. Жуковского Константин Матвеевич Попов был направлен на стажировку на 3-й Украинский фронт в истребительный полк. Молодой инженер-механик поддерживал боевые самолеты и их моторы в боевой готовности.

Авиация противника многократно совершала налеты на площадки размещения советских истребителей. Во время налетов К.М. Попову приходилось скрываться в убежищах и вести стрельбу из пулеметов. В результате этих перестрелок вражеские истребители ретировались, что обеспечивало сохранность нашим военным самолетам.

О своем пребывании на фронте он вспоминал:

«Однажды я был направлен на аэродром, где из-за повреждения агрегата был оставлен один из наших самолетов. Я заменил неисправный агрегат: самолет был приведен в боевую готовность. На обратном пути истребители противника пытались атаковать наш самолет, но летчик сумел благополучно довести и посадить его в расположении полка».

К.М. Попов был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За Победу над Германией» и юбилейными.

В 1945 году он поступил на работу в ЦИАМ и под руководством В.И. Дмитриевского подготовил, а в 1952 году защитил кандидатскую диссертацию и вскоре был назначен руководителем научного коллектива, решающего проблемы создания высокотемпературных авиационных двигателей.

В 1962 году Константин Матвеевич с коллективом авторов был удостоен премии имени Н.Е. Жуковского за цикл работ по исследованию воздушного охлаждения турбин авиадвигателей.

За успешную преподавательскую деятельность в середине 1950-х годов в МВТУ (ныне – МГТУ) им. Н.Э. Баумана ему было присвоено звание профессора. Под его руководством аспирантами ЦИАМ и ВМТУ выполнено более 15 диссертационных работ.

Он автор более 100 научных работ, в том числе четырех монографий.



Она погибла на взлете, в 30 лет, но ее геройский подвиг остался в нашей памяти. Как и несколько фотографий широко улыбающейся молодой женщины в форме летчицы… Сотрудница лаборатории испытаний авиадвигателей ЦИАМ, инструктор аэроклуба, побившая два национальных рекорда по дальности и высотности на планере «Рот-Фронт-7», Евгения Прохорова добровольцем ушла на фронт и попала в 586-ой женский истребительный авиационный полк.

По воспоминаниям старшего лейтенанта Валентины Лисициной, однополчанки Евгении Прохоровой, Женя была настоящим виртуозом в небе. Они познакомились еще до войны, в конце 30-х, на подмосковном аэродроме. Сюда Евгения прилетела на новеньком спортивном ЯКе, чтобы подготовить свою «крылатую» пятерку к воздушному параду в Тушине.

— Она летала очень красиво, выполняя сложные фигуры, как никто из мужчин, — вспоминала Валентина Лисицина. — Она обладала своим «почерком», без преувеличения, виртуозно управляя новейшим «Як-1».

Следующая встреча летчиц была уже на фронте. Евгения Прохорова — командир 2-й эскадрильи, исполняющая обязанности командира 586-го иап. Вместе с инструкторами энгельсской авиашколы она занималась переучиванием личного состава женского полка.

24 сентября 1942 года Евгения Прохорова в паре с ведомой — лейтенантом Валерией Хомяковой — на самолете ЯК-1 ночью вылетела на боевое задание. Преследовали немецкие «юнкерсы». В том воздушном бою, длившемся около 45 минут, Валерия Хомякова сбила фашистский самолет и стала единственной в мире женщиной-пилотом, сбившей бомбардировщик противника.

Сделать это могла и Евгения Прохорова. Шесть раз она заходила в атаку на два Ju.88 и почти прижала их к земле, но в самый неподходящий момент отказало вооружение. Евгения переживала неудачу очень эмоционально. Чуть не плача, командир эскадрильи заявила, что не откажи пушка и пулеметы, «еще два гада остались бы здесь навсегда».

Валерия Хомякова погибла 6 октября 1942 года. Женя пережила ее всего на два месяца. Она разбилась 3 декабря. Ее Як-1, входящий в шестерку истребителей, сопровождавших самолет на особо важном задании, попал в зону сильного тумана. Попытавшись определить нижнюю кромку облачности, Як-1 Евгении Прохоровой столкнулся с гребнем возвышенности и потерпел крушение в небе над Оренбургом. Здесь отважная летчица и была похоронена.



Эммануил Моисеевич Рабинович родился в 1920 году. Окончил московскую школу № 311 Учился вместе с будущим писателем Юрием Нагибиным, артистом Георгием Вициным, летчицей Героем Советского Союза Евгенией Рудневой.

В 1937 году поступил в Академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В.Сталина. В августе 1941-го досрочно окончил Академию и был направлен преподавателем в 3-е Саратовское танковое училище.

Боевое крещение старший преподаватель Эммануил Рабинович принял в 1942 году в районе г. Ливны, где в течение нескольких месяцев был заместителем командира батальона по технической части. Инженер-капитан Э.М. Рабинович участвовал в форсировании р. Одер с января по март 1945 года в должности помощника начальника технического отдела по ремонту и эксплуатации бронетехники 10-го Гвардейского добровольческого Уральско- Львовского танкового корпуса. Видел, как немцы уничтожили наш танковый отряд фауст-патронами. Тогда было решено установить защитные экраны из листового железа 4-5 мм толщиной на расстоянии менее 300 мм от брони. Э.М. Рабинович сделал подробный доклад об экранировании брони для Министерства обороны СССР с целью широкого распространения успешного опыта.

После демобилизации в 1946 году Э.М.Рабинович начал работать в ЦИАМ. Первым заметным результатом его научной деятельности стала разработка методики определения и исследования характеристик турбины в составе двигателей «НИН» и ВК-1. Было выпущено печатное издание – «Труды МАП СССР № 223, 1952 г.

В середине 1950-х провел исследование причин «заглохания» газотурбинного двигателя из-за попадания в него горячих газов при стрельбе реактивными снарядами.

В 1958 году переключился на исследование жидкостных реактивных двигателей в части оценки и подтверждения их надежности. Награжден орденом «Знак почета».



Романов Александр Григорьевич – участник Великой Отечественной войны, ведущий сотрудник отдела турбин ЦИАМ.

Будучи студентом МВТУ имени Н.Э. Баумана, в 1939 году был приглашен профессором В.В. Уваровым на работу во Всесоюзный теплотехнический институт в лабораторию газовых турбин.

В 1940 году защитил диплом и в том же году был призван в Красную армию и направлен в авиационные мастерские Белорусского военного округа.

22 июня 1941 года сержант А.Г. Романов принял взвод курсантов школы младших специалистов и был направлен на охрану летного поля.

В первые дни войны ему пришлось пережить первый налет фашистских бомбардировщиков на аэродром (при выкатке наших самолетов из ангара), а затем. Его взвод участвовал в строительстве оборонительных сооружений в районе Барановичей и под Бобруйском, на берегу реки Березины. Затем его часть была направлена на пополнение и оттуда, в составе батальона аэродромного оборудования, – на аэродром под Гомель.

1942-й год А.Г. Романов встретил под Пензой, в Нижнем Ламове. Участвовал в наступательных операциях в составе звена связи штаба вновь сформированной 6-й общевойсковой армии, с которой прошел боевой путь от г. Анны (Воронежская область) до Одессы.

Александр Григорьевич прошел всю войну. 7 мая 1945 года в составе 577-й эскадрильи связи 6-й общевойсковой армии 1-го Украинского фронта участвовал во взятии города-крепости Бреслау на Одере.

Его боевые подвиги отмечены орденами Отечественной войны II степени (дважды), Красной звезды, медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией» и юбилейными.

В январе 1946 года вернулся на работу в ЦИАМ. Был ведущим конструктором и начальником экспериментально-исследовательского отдела.



О начале войны Лев Самойлович Рысин услышал на дне открытых дверей в Московском авиационном институте (МАИ). Ничего не подозревающие мальчишки и девчонки, только что окончившие школу, были уверены — товарищ Молотов, о выступлении которого всех предупредили, будет поздравлять выпускников с окончанием учебного года. Но нарком иностранных дел сообщил о вероломном нападении немецко-фашистских захватчиков на Родину.

Лев Самойлович добровольцем ушел на фронт, но попал в 48-й морской авиационный полк Северной Океанской флотилии. Судьба уготовила ему долю защищать Отечество на Дальнем Востоке, в должности старшего стрелка-моториста на самолете-амфибии.

В один из дней боевой службы в часть пришло горькое известие — старший брат Льва Самойловича Даниил, воевавший с первых дней войны в партизанском отряде, пропал без вести. Спустя некоторое время выяснилось, что, обезвреживая мину, он подорвался на ней и, тяжело раненый, находится в госпитале. Чтобы добиться отправки в тот же партизанский отряд, где воевал и был ранен брат, Лев Самойлович написал рапорт командующему флотилии с просьбой отправить его на место брата в тот самый партизанский отряд, где он воевал.

Просьба удовлетворена не была. Отправить Льва Самойловича решили в военно-морское училище, которое можно было выбрать самому.

— Я выбрал Ленинградское высшее инженерное военно-морское училище, — вспоминает ветеран. — Но пока до него шли мои документы, там закончились вступительные экзамены, и я туда уже не попал.

Лев Самойлович остался в своей части… Он участвовал в войне с Японией. За всю войну совершил ряд сложных боевых вылетов и впоследствии был награжден Орденами Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Японией», множеством юбилейных наград.

Первым его боевым крещением была разведка над одним из самых укрепленных островов на Курилах — Шумшу, куда направился морской десант с Камчатки.

— Никто из нас тогда не думал, чем закончится эта первая воздушная вылазка, — вспоминает он. — Летели мы над самым укрепленным островом Шумшу. Помню, как я тогда вцепился в свой крупнокалиберный пулемет… Тогда был очень сильный туман, и неприятель нас не заметил.

После разведывательной операции советский десант, прибывший на военных кораблях, успешно высадился на Курильских островах. Начались ожесточенные бои.

— Тут нас «щедро» встретили японские зенитчики, — вспоминает Лев Самойлович. — Мы бросали бомбы, листовки на японском языке, призывая их сдаваться. Капитуляцию японские союзники фашистской Германии подписали лишь 3 сентября 1945 года.

Переживать все трудности войны Льву Самойловичу помогало творчество. Стихи рождались и в редкие минуты отдыха, и на боевых заданиях.

Уже после войны, в 1956 году, Л.С. Рысин окончил МАИ и пришел на работу в ЦИАМ. Вместе с ОКБ он занимался исследованиями, разработкой, доводкой вертолетных и турбовинтовых ГТД, энергоузлов, теплообменников, эжекторов. При участии Льва Самойловича на свет появились практически все вертолетные двигатели, а также ряд самолетных. Под его руководством в ЦИАМ велась работа по созданию пылезащитных устройств вертолетных двигателей. В 1966 году Л.С. Рысин защитил кандидатскую диссертацию.

Сегодня он руководит работами по новой для отечественного двигателестроения тематике — проблемой воздействия на работоспособность двигателей вулканического пепла.



Во время войны был авиамехаником. Воевал в составе истребительного полка, авиационного полка легкомоторных ночных бомбардировщиков. Участник боев за Сталинград.

С детства Николай Стёпочкин мечтал стать летчиком и даже окончил обучение в аэроклубе им. Ухтомского в подмосковных Люберцах. Он поступил в Тамбовскую летную школу, но по состоянию здоровья был отчислен из нее. По этой же причине ему не удалось поступить в Балашовское летное училище.

В 1939 году Н.Е. Стёпочкин был призван в ряды Красной Армии и направлен в поселок Горелое под Ленинградом, а затем – на Карельский перешеек в распоряжение Командования штаба армии. С 6 января по 12 марта принимал участие в войне с белофиннами.

В апреле 1940 года Николай Стёпочкин был направлен в школу авиамехаников. Окончив ее осенью 1941-го, он сразу получил назначение в 159-й истребительный полк, который состоял из новейших истребителей МиГ-3 и располагался вблизи железнодорожного узла Дно Псковской области. Личный состав готовился к перебазированию в летние лагеря. Утром по тревоге технический состав рассредоточивал самолеты со стоянок в безопасные места.

На этом аэродроме 28 июня авиамеханик Н.Е. Стёпочкин пережил первую бомбежку. До сентября 1941 года в тяжелых боях в воздухе полк потерял все боевые самолеты, и технический состав был направлен в запасной полк в г. Чебоксары.

В начале 1942 года Николай Стёпочкин был направлен в 714-й авиационный полк легкомоторных ночных бомбардировщиков. Окончил войну техником- лейтенантом на Юго-Западном фронте в 1944 году.

Его награды: орден Отечественной войны II степени; медали «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией».

Был демобилизован в марте 1947 года. В мирное время работал в ЦИАМ мотористом.



Несмотря на бронь, которую давали студентам авиационных вузов, маёвец Лев Соркин спустя неделю после начала войны пришел в военкомат и записался добровольцем в ряды Красной Армии. 19-летний красноармеец попал в Особый коммунистический батальон Ленинградского района г. Москвы.

Участвовал в Смоленском сражении, в июле 1941г. был ранен. После лечения в госпитале служил в 970-м стрелковом полку в Закавказском округе, затем был демобилизован по ранению.

Л.И. Соркин награжден орденом Отечественной войны IIстепени, медалями «За победу на Германией».

В сентябре 1942 года восстановился в МАИ. Через 4 года поступил на работу в НИИ-1 (тогда — филиал ЦИАМ), где под руководством будущего академика РАН Г.И. Петрова защитил дипломную работу и поступил в аспирантуру.

Он стал одним из создателей широко известной теперь газодинамической школа ЦИАМ, заслужившей уважение и признание специалистов смежных институтов и ОКБ.



Александр Хитров родился в 1918 году в Саратовской области. Участник боев на Халхин-Голе в 1939 году. Служил под командованием Георгия Жукова. После демобилизации работал в колхозе механизатором. 

В начале войны был мобилизован и служил водителем танка. Во время одного из боев, когда его танк был подожжен, он потерял сознание. Когда очнулся, увидел, что весь экипаж танка убит, а сама машина, охваченная огнем, остановилась. Он дал задний ход и выбрался из танка через нижний люк на землю. Когда танк проехал над ним, он встал и залез на крыло над гусеницей. В этот момент вражеская пуля пробила ему грудь навылет.

  Выяснилось, что у Александра Ивановича пробито легкое. Начались осложнения. Дышать приходилось одним легким. Раненое легкое удалять не стали. Александра Ивановича комиссовали и отправили в Поволжье. Раз в месяц он должен был являться на обследование. Так он прожил несколько месяцев, терпя трудности, пока легкое вновь не «заработало». Вскоре Александр Иванович выздоровел, и его направили в формирующуюся танковую часть. Так он вернулся на фронт, снова стал участвовать в боях.

Впоследствии Александр Иванович был ранен вновь. Его отправили в медсанбат. Оказалось, что у него раздроблена кость на ноге ниже голени: была необходима ампутация. После нее герой войны стал учиться ходить на протезе. Для этого нужно было каждый раз прилагать невероятные усилия, превозмогая сильную боль. Но Александр Иванович не сдавался, постепенно научился ходить на протезе и вышел из госпиталя уже без костылей. Он даже играл в футбол! Не верилось, что он ходит на протезе.

После выписки Александр Иванович приехал в Москву и устроился на работу в ЦИАМ. Здесь он окончил курсы конструкторов и стал работать в конструкторском бюро одной из научных лабораторий. Участвовал в проектировании и создании новых стендов ЦИАМ для испытаний газотурбинных двигателей. Выполнял необходимые расчеты конструкций, изобретал новые установки. Многие его разработки признаны рационализаторскими предложениями и изобретениями. Надежность конструкций, разработанных под его руководством, доказана безотказной работой в течение нескольких десятилетий.



Он ушел на фронт в 17 лет. В мае 1944 года, после окончания Сталинградского учебного центра военных связистов, Илья Федорович был направлен командиром минометного полка в 4-й Артиллерийский корпус прорыва Резерва Верховного Главнокомандования.

И.Ф. Чернявский принимал участие в операции «Багратион» по освобождению Белоруссии, форсировании рек Птич, освобождении Польши. Закончил войну в предместье Берлина.

За доблестное выполнение заданий командования на фронте награжден Орденом Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

В 1950 году И.Ф. Чернявский окончил военное училище. В 1978 году стал ведущим специалистом ЦИАМ.



Выдающийся ученый-механик, академик АН СССР, основатель лаборатории газовой динамики в ЦИАМ и ряда научных направлений, лауреат двух Государственных премий СССР, Государственной премии РФ, двух премий им. Н. Е. Жуковского, премий им. М. В. Ломоносова и С. А. Чаплыгина, премии Совета министров СССР.

Родился 21 января 1923 года в городе Каменец-Подольский, УССР.

5 июля 1941 года записался добровольцем в артиллерийский полк 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения и в начале октября 1941 года попал на фронт.

Участник Московской битвы в первые дни октября 1941 года, боев под Ельней и Вязьмой в составе 32 и 24 армий Резервного фронта, кровопролитной битвы в апреле 1942 года - в составе 113 дивизии (бывшей 6-й Фрунзенской дивизии народного ополчения) 33-й армии Западного фронта.

Пытался осмыслить происходящие события в своем фронтовом дневнике: «Катастрофа первых дней октября 1941 года была исключительной в истории всех войн, затмевающей по своим последствиям даже катастрофу первых дней вторжения Германии на территорию Советского Союза. В октябрьское сражение были вовлечены войска 15 армий с личным составом более 800 тыс. человек – 40% от общего количества советских войск, действовавших на советско-германском фронте». 

В сокрушительных боях под Вязьмой и Ельней Горимиру Горимировичу Чёрному удалось в конце октября невредимым добраться до своих в районе Наро-Фоминска. В составе 110-й дивизии (бывшей 4-й Куйбышевской ДНО Москвы) 33-й армии он рядовым пехотинцем участвовал в оборонительных сражениях у реки Нары под Наро-Фоминском. В конце ноября 1941 года участвовал в прорыве 33-й армии к Вязьме, где его дивизия попала в окружение. Чудом выжил.

За время войны пережил тяжелые испытания: две неудавшиеся попытки прорыва к своим, два попадания в пересыльные лагеря для военнопленных, два побега, допрос в СМЕРШе, после которого он вернулся в действующую армию.

Участвовал в освобождении Белоруссии, штурме Кенигсберга, взятии Берлина, марш-броске на Прагу, получил два ранения. Был награжден орденом Славы III степени, Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу».

В ноябре 1945 года демобилизовался из армии и продолжил учебу в МГУ им. М.В. Ломоносова, начатую в 1940 году. Это стало началом его пути в большую науку.



На агитационном плакате 1946 года, выпущенного к пятилетию первого разгрома немцев в Великой Отечественной войне, представлено восемь портретов защитников Москвы. Среди них — известный Виктор Талалихин и менее известный Гайк Шадунц, командир орудийного расчета, впоследствии отдавший работе в ЦИАМ почти 50 лет.

Гайк Авакович Шадунц стал настоящим примером для сотрудников ЦИАМ.

Уроженец далекого Карабаха, он был призван в армию в 1940-м. Войну встретил в Москве, в войсках ПВО, где с первого дня защищал небо Москвы. Его героический путь продолжился в ноябре-декабре 1941 года на подступах к столице в деревне Ложки. Там его зенитный расчет сбил фашистский самолет-бомбардировщик, а затем подавил минометную батарею в деревне Есиново. Это обеспечило отход бойцов на новые рубежи.

В поселке Киово (ныне г. Лобня), в 26 км от Москвы, расчету под командованием старшего сержанта Шадунца, которому был всего 21 год, пришлось принять на себя основной удар танкового подразделения фашистов, пытавшихся прорваться к дороге и далее к Дмитровскому шоссе.

1 декабря повели наступление 10 фашистских танков. Их встретила 13-я батарея 864-го зенитно-артиллерийского полка и отбросила с потерями для врага. 3 декабря враг двинул уже 25 танков против оставшихся двух орудий. В ходе боя уцелело лишь одно орудие старшего сержанта Шадунца. Был разбит прицел пушки, но Шадунц стал наводить орудие через ствол и метким выстрелом остановил один из танков. Орудийный расчет из семи человек отбил атаку 23 танков, уничтожив 6 из них. Оставив на поле боя горящие танки, Немцы отошли. Расчет Гайка Аваковича прикрывал рубеж до 6 декабря, когда на этот участок фронта прибыла 33-я дивизия генерала Ф.П. Короля (погиб в 1942 году). Прорыв вражеских танков к магистрали был сорван.

Из боевой характеристики Г.А. Шадунца: «В боях с немецким фашизмом, при защите столицы Москвы проявил героизм, показал себя смелым и мужественным артиллеристом. Со своим орудийным расчетом в составе батареи и самостоятельно вел неравный бой против самолетов-штурмовиков, пехоты и танков. Орудийным расчетом уничтожен «Фокке-Вульф – 200», шесть тяжелых и средних танков, минометная батарея, наблюдательный пункт и около взвода автоматчиков».

За мужество сержант Шадунц был награжден в 1941 году орденом Боевого Красного знамени. Его подвигу посвящены художественный фильм «У твоего порога и один из экспонатов в Центральном Музее ВВС России.

Зенитчик прошел всю войну. В июне 1947 года поступил на работу в ЦИАМ, прошел путь от старшего инженера до заместителя начальника Института.В Лобне, почетным гражданином которого Г.А. Шадунц являлся, установлен памятник с зенитной установкой, преградившей путь немцам к Москве.На месте памятного боя теперь проходят митинги, посвященные Дню Победы. Напротив разбит Парк Победы, рядом находится Музей боевой и трудовой славы. Именем героя названа улица в Лобне.



Сотрудник ЦИАМ, выпускник циамовского аэроклуба. С 1932 по 1934 год возглавлял комсомольскую организацию ЦИАМ. С 1937 по 1941 годы Ш.В. Штеманетян работал заместителем начальника одной из лабораторий и так же активно продолжал работу по воспитанию молодежи. В 1941 году ушел на фронт.

Воевал в составе 130-й стрелковой дивизии (до 19 января 1942 года — 3-я московская коммунистическая стрелковая дивизия, также в 1942 году носила название 53-й гвардейской стрелковой дивизии).

В феврале 1942 года 130-я стрелковая дивизия (371-ой стрелковый полк) была переброшена на Северо-Западный фронт. Разгрузившись под Осташковым, совершила пешим порядком через озеро Селигер 100- километровый марш в Молвотицком (ныне Марёвском) районе Ленинградской (ныне Новгородской) области и вступила в бой с противником, приняв участие в Демьянской операции.

Во время проведения атаки за деревни Павлово, Сидорово, Бутылкино, Васильевщина, Ш.В. Штеманетян, воентехник второго ранга, командир взвода пулеметчиков, умело руководил операциями правой группы. Особенно отличился при взятии укрепленных огневых точек противника, организовал круговую оборону и отразил попытки неприятеля организовать окружение.

В боевой обстановке был выдвинут на должность заместителя командира батальона. Успешно провел операции по захвату дороги Молвотицы — Дягилево. Во время этой операции, в результате которой было убито много фашистов, был смертельно ранен.

Посмертно награжден Орденом Красной Звезды.



Участник ВОВ (1943-1945 гг.).

В июне 1942 года Володя Эпштейн окончил школу, а в декабре был призван в ряды Красной Армии. Воевал на 2-м Украинском фронте, участвовал в боях на Правобережной Украине, где в январе 1944-го молодой офицер получил тяжелое ранение. После долгого лечения лейтенант Bладимир Эпштейн вновь принял командование огневым взводом родного полка. День Победы он встретил на 3-м Украинском фронте.

Владимир Львович вспоминал: «На батарею нашего артиллерийского полка, где я был старшим, прибыл командир дивизиона капитан К.И. Позднеев. Он передал мне карту Венгрии и приказал следовать по намеченному маршруту в западном направлении. Я взял огневой взвод бойцов, два орудия и боезапас. Две машины «Додж» везли наши пушки по шоссе со средней скоростью примерно 50 километров в час. Через какое-то время мы встретили колонну немцев с белыми флагами. Я передал по рации сообщение в штаб 787-го полка, получил приказ разоружить немцев и пропустить их в тыл, а самим следовать дальше, разоружая встречные части. Мы были свидетелями сдачи в плен нескольких немецких полков. Над нами восходило солнце Победы».

За боевые заслуги на фронтах войны В.Л. Эпштейн награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями «За взятие Вены», «3а победу над Германией».

В 1946 году Владимир Львович был демобилизован, в 1952-м окончил МАИ им. С. Орджоникидзе и был направлен на работу в отдел газовых турбин авиационных двигателей ЦИАМ. Здесь он занимался решением широкого спектра газодинамических задач. Совместно с сотрудниками ЦИАМ принял участие в составлении для ОКБ «Атласа экспериментальных характеристик плоских турбинных решеток».

В начале 60-х годов в ЦИАМ под руководством д.т.н., профессора В.Р. Левина начались исследования по созданию и усовершенствованию жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).

Владимир Львович стал изучать одну из сложных проблем этого типа двигателей – устойчивость рабочего процесса в камерах сгорания ЖРД большой тяги. Вместе с коллегами он оказал большую техническую помощь ряду ОКБ, предложив идею использования метода электрического моделирования. Вскоре он успешно защитил кандидатскую диссертацию.

В дальнейшем под руководством В.Р. Левина, д.т.н., профессора В.Е. Дорошенко и д.т.н. В.Л. Эпштейна в ЦИАМ была создана научная школа для решения задач устойчивости процессов горения в камерах сгорания ЖРД. Эта научная школа внесла заметный вклад в работу предприятий авиационной промышленности.