Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова
Rus

ЦИАМ подводит итоги работ в рамках европейского проекта по самолётам с распределёнными силовыми установками

29 Января 2015

30 января 2015 года Центральный институт авиационного моторостроения завершает двухлетнюю программу работ в рамках проекта DisPURSAL (Distributed Propulsion and Ultra-high By-pass Rotor Study at Aircraft Level). Основная цель проекта – анализ преимуществ распределенных силовых установок на уровне концептуального проектирования самолета с учетом оптимальной интеграции двигателя и планера.

sum.jpg

В рамках проекта DisPURSAL исследуется концепция самолета с "пропульсивным" фюзеляжем (вверху) и концепция «гибридного летающего крыла». 

 Проект DisPURSAL выполнятся в рамках 7-й Рамочной программы Европейской Комиссии. Основными исполнителями работ являются немецкая фирма Bauhaus Luftfahrt (BHL) (координатор проекта) и ЦИАМ. В проекте также были задействованы специалисты французского научно-исследовательского центра ONERA, проводившие аэродинамические CFD расчеты, и представители компании Airbus Group Innovations, уточнявшие особенности некоторых компоновок.

На первом этапе проекта проходил комплексный отбор перспективных схем интеграции силовых установок и планера. В итоге для дальнейшего рассмотрения были отобраны две базовые концепции: «пропульсивный» фюзеляж (ответственный разработчик BHL) и «гибридное летающее крыло» cо встроенной распределённой силовой установкой (ответственный разработчик ЦИАМ). Основным комплексным критерием оценки данных концепций являлась топливная эффективность. По этому показателю перспективные летательные аппараты, рассматриваемые в проекте DisPURSAL, заметно выигрывают у аналогичных современных самолетов. В свою очередь, «пропульсивный фюзеляж» с точки зрения топливной эффективности незначительно выиграл у концепции «гибридного летающего крыла». Однако по уровню шума на местности «гибридное летающее крыло» cо встроенной силовой установкой заметно эффективнее первой конфигурации, прежде всего за счет экранирования шума двигателей поверхностью летательного аппарата.

«Эксплуатация самолетов, концепция которых рассматривается в рамках проекта DisPURSAL, должна начаться в 2030-2035 годах, пояснил российский куратор проекта, начальник сектора ЦИАМ Артур Мирзоян. Для реализации этих планов разработана дорожная карта развития технологий. В дальнейшем предстоит оценить возможность применения распределенных (гибридных) силовых установок с альтернативными источниками энергии на перспективных самолетах, а также экспериментально отработать ключевые технологии для их создания. Продолжение исследований по тематике DisPURSAL будет обсуждаться на встрече участников проекта под руководством Еврокомиссии, намеченной на февраль 2015 г.».

Для справки.

ФГУП «ЦИАМ имени П.И. Баранова» – единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

Пресс-служба: +7 (495)- 361-45-97
press@ciam.ru