Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова
Rus
Array
(
    [0] => Array
        (
            [TEXT] => Новости
            [LINK] => /press-center/news/
            [SELECTED] => 1
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [1] => Array
        (
            [TEXT] => СМИ о ЦИАМ
            [LINK] => /press-center/news-partners-and-cm/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [2] => Array
        (
            [TEXT] => Интервью
            [LINK] => /press-center/interview/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 2
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [3] => Array
        (
            [TEXT] => Фото-видеогалерея
            [LINK] => /press-center/photo-video-gallery/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 3
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 1
        )

    [4] => Array
        (
            [TEXT] => Фотогалерея
            [LINK] => /press-center/photo-video-gallery/photo/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 2
            [IS_PARENT] => 
        )

    [5] => Array
        (
            [TEXT] => Видеогалерея
            [LINK] => /press-center/photo-video-gallery/video/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 2
            [IS_PARENT] => 
        )

    [6] => Array
        (
            [TEXT] => Журналистам
            [LINK] => /press-center/journalists/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 4
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

)

В ЦИАМ открыли мемориальную доску выдающемуся учёному Алексею Шевякову

6 Декабря 2018
Имя талантливого учёного и новатора, начальника научного подразделения, заместителя начальника Центрального института авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») и основоположника теоретических, исследовательских изысканий, практических инженерных разработок в области систем автоматического управления авиационными и ракетными двигательными установками Алексея Андреевича Шевякова навеки связано с историей института. Теперь это образное литературное выражение обрело вполне реальные, вырезанные в камне, очертания.

4 декабря в ЦИАМ в честь профессора, лауреата Государственной премии, одного из руководителей ЦИАМ А. А. Шевякова на административном здании института торжественно открыта его памятная доска. В мероприятии приняли участие генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин, президент Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» Виктор Чуйко, председатель совета ветеранов ЦИАМ Александр Абасов, коллеги, ученики и родственники Алексея Андреевича.

— Очень важно хранить связь времён, — отметил в своём приветственном выступлении генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин. — Нельзя забывать о наших учителях, наставниках и предшественниках: без этого невозможно двигаться вперёд. Алексей Андреевич работал в ЦИАМ шестьдесят лет и много сделал не только для института, но и для всей российской авиационной промышленности и инженерной науки.

По словам руководителя ЦИАМ, А. А. Шевяков был одним из тех, кто проектировал, строил площадку института и в Москве, и в Лыткарино.

— Алексей Андреевич создал подотрасль науки по управлению авиационными двигателями. Считаю, что мы абсолютно заслуженно решили увековечить его память здесь, в стенах ЦИАМ, — подвёл итог своему выступлению Михаил Гордин.

Далее слово предоставили заместителю генерального директора ЦИАМ, директору исследовательского центра, начальнику отделения «Системы автоматического управления авиационными силовыми установками» Оскару Гуревичу. Он лично знал и вместе работал с профессором Шевяковым.

— Именно Алексею Андреевичу было поручено создание испытательного центра ЦИАМ, — вспоминает Оскар Гуревич. — Он мне сам рассказывал, как летал на вертолёте и вместе с коллегами выбирал место, где построить новую базу. Так у ЦИАМ появился филиал в Тураево. Затем Алексей Андреевич возглавил отдел проектирования высотных стендов для испытания двигателей. На этом посту он пришёл к мысли об исследовании вопросов, связанных с автоматикой и системами автоматического управления этими установками. За работы по созданию испытательных стендов института Алексей Андреевич был удостоен Государственной премии СССР. Поэтому вклад этого выдающегося инженера и учёного не только в историю института, но и в историю всего российского авиационного двигателестроения просто колоссальный.

По словам Оскара Гуревича, Алексей Андреевич, будучи и сам личностью незаурядной, особо ценил в людях инициативность и тягу к поиску новых подходов в инженерных и научных разработках. Кроме того, он старался эффективно выстраивать и налаживать связи ЦИАМ с промышленными предприятиями.

— ЦИАМ участвовал в разработке систем управления для всех российских двигателей, — подчёркивает Оскар Гуревич. — А кроме того, благодаря Алексею Андреевичу образовалась такая подотрасль науки как «автоматика авиационных двигателей».

Долгое время профессор Шевяков преподавал в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете): подготовке высококвалифицированных кадров он уделял пристальное внимание.

Кстати, благодарные ученики в этот морозный декабрьский день отложили свои дела и пришли на открытие мемориальной доски, чтобы отдать дань памяти своему учителю. Административное здание ЦИАМ, где был установлен мемориал, украсили ярко-красные гвоздики.

— Российские самолёты, к созданию которых приложил руку и Алексей Андреевич, гордо несут в небе не только его имя, но и имя ЦИАМ, — считает президент Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» Виктор Чуйко, который также обратился к гостям мероприятия с приветственным словом. — Я глубоко убеждён, что ЦИАМ продолжит и разовьёт то, что уже было сделано Алексеем Андреевичем.

Эту уверенность трудно опровергнуть: среди гостей на открытии было множество восторженных глаз молодых сотрудников ЦИАМ. Они с интересом слушали воспоминания своих опытных коллег о выдающемся учёном, наставнике и инженере. Особо символично, что именно этим молодым циамовцам предстоит в будущем идти по стопам Алексей Андреевича, создавать новую перспективную технику и работать над самыми передовыми инженерными и научными проектами. Может быть, и среди них есть те, кто в будущем удостоятся чести быть увековеченными на стенах родного института.

Сами организаторы мероприятия выразили надежду, что подобные события, призванные объединять поколения, станут традиционными.

Алексей Андреевич Шевяков родился в 1912 году. Его профессиональная биография начиналась в литейном цехе машиностроительного завода. Сначала он был учеником формовщика, но благодаря своей незаурядной, пытливой личности вскоре в совершенстве овладел этой специальностью и стал высококвалифицированным формовщиком. Альма-матер Алексея Андреевича — МГТУ им. Н. Э. Баумана. Одновременно с учёбой в вузе он работал на Московском автозаводе.

В 1938 году в биографии Алексея Андреевича появляется новая важная веха, определившая не только его дальнейшую жизнь, но и историю всего российского авиационного двигателестроения: он становится сотрудником Центрального института авиационного моторостроения имени П. И. Баранова. Сначала Алексей Андреевич занимается строительством института на московской площадке. Затем, во время и после Великой Отечественной Войны, принимает непосредственное участие в проектировании высотных установок для испытания двигателей и возглавляет специально созданное для этих целей СТБ-40.
Свои опытные и теоретические наработки в ЦИАМ Алексей Андреевич переносит в научную работу. Его первые академические труды посвящены вопросам автоматического управления экспериментальными установками для исследования авиационных двигателей. Алексей Андреевич заложил основу расчётов динамики автономных систем для многомерных систем автоматического управления.

Одной из главных заслуг Алексея Андреевича в ЦИАМ стали теоретические исследования общих вопросов динамики процессов управления практически всеми типами двигательных установок. Алексей Андреевич Шевяков — автор ряда монографий и учебников для вузов. Одна из его книг — «Теория автоматического управления силовыми установками летательных аппаратов» — была удостоена премии им. Н. Е. Жуковского.