Новости ЦИАМ
Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова
Rus
Array
(
    [0] => Array
        (
            [TEXT] => Новости
            [LINK] => /press-center/news/
            [SELECTED] => 1
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [1] => Array
        (
            [TEXT] => СМИ о ЦИАМ
            [LINK] => /press-center/news-partners-and-cm/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [2] => Array
        (
            [TEXT] => Интервью
            [LINK] => /press-center/interview/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 2
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [3] => Array
        (
            [TEXT] => Фото-видеогалерея
            [LINK] => /press-center/photo-video-gallery/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 3
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 1
        )

    [4] => Array
        (
            [TEXT] => Фотогалерея
            [LINK] => /press-center/photo-video-gallery/photo/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 2
            [IS_PARENT] => 
        )

    [5] => Array
        (
            [TEXT] => Видеогалерея
            [LINK] => /press-center/photo-video-gallery/video/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 2
            [IS_PARENT] => 
        )

    [6] => Array
        (
            [TEXT] => Журналистам
            [LINK] => /press-center/journalists/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 4
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

)

В ЦИАМ прошла конференция «Динамика, прочность, надёжность авиационных газотурбинных двигателей» к 100-летию И.А. Биргера

30 Января 2019


Научно-техническая конференция «Динамика, прочность, надёжность авиационных газотурбинных двигателей», посвящённая 100-летию со дня рождения Исаака Ароновича Биргера, прошла с 23 по 25 января в Центральном институте авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского).

Мероприятие в честь выдающегося инженера и ученого-механика, заместителя начальника ЦИАМ, руководителя научного отделения, профессора, доктора технических наук, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, дважды лауреата Государственной премии и лауреата премии им. Н. Е. Жуковского собрало несколько поколений инженеров и учёных-прочнистов, которые представили на конференции свои доклады.

В конференции приняли участие более 250 человек, представляющих около 40 предприятий и организаций из различных городов России. В числе участников конференции было много известных конструкторов, учёных, профессоров университетов.

С приветственным словом к гостям мероприятия в самом его начале обратился генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин. Он отметил, что заслуги И.А. Биргера ценятся не только в России, но и далеко за её пределами. В подтверждение он зачитал приветственный адрес к участникам конференции от члена Академии наук КНР господина Ин Зейонга и в заключении своего выступления пожелал всем «плодотворной и интересной работы, высоких результатов, которые будут посвящены памяти Исаака Ароновича Биргера».

Инициатор проведения конференции, заместитель генерального директора ЦИАМ Юрий Ножницкий во вступительном слове сказал, что светлая память об Исааке Ароновиче сохранена в созданных при его самом активном участии авиационных и ракетных двигателях, многие из которых ещё длительное время будут находиться в эксплуатации; в его многочисленных научных разработках в различных областях механики деформируемого твёрдого тела, в его более чем 20 книгах, в его учениках.

— То, что мы собрались здесь, означает, что дело Исаака Ароновича продолжает жить в наших сердцах, а созданная им научная школа продолжает развиваться, — отметил Юрий Ножницкий.

Практически во всех докладах на конференции была так или иначе затронута деятельность Исаака Ароновича Биргера. Старшее поколение, тесно работавшее с выдающимся учёным, вспоминало его стиль работы, круг задач, которые мастер умело решал, его энергичность, остроумные высказывания, многие из которых стали афоризмами, невероятную интуицию и мудрость. Исаак Аронович был из тех людей, кто умел быстро, но глубоко обдуманно принимать решения и отвечать за них. Молодое поколение говорило о Биргере как об учёном, на чьи труды молодёжь опирается в своей профессиональной деятельности.

С большой теплотой участники конференции встретили коллегу и соавтора И.А. Биргера по книге «Расчёт на прочность деталей машин» Бориса Шорра. Он кратко рассказал о том, с чем пришлось столкнуться И. А. Биргеру в работе, как смело и инициативно он брался за поставленные задачи.

— Исаак Аронович никогда не отказывался от того, чтобы заниматься самыми сложными проблемами, которые ставила перед ним жизнь, — подчеркнул Борис Шорр. — Он был невероятно счастливым человеком, хотя судьбу его невозможно назвать безоблачной. Но он родился в нужное время и в нужном месте. В ЦИАМ он пришел одновременно с началом расцвета авиации, когда она испытывала свой величайший подъём и на смену поршневой технике приходила газотурбинная.

По словам Бориса Шорра, именно его выдающийся коллега решил многие основополагающие проблемы, повлиявшие на дальнейшее развитие газотурбинных двигателей, заложил основу базовых методов расчётов прочности конструкции, стоял у истоков многих новых научных направлений.

На конференции Борису Шорру вручили специальную премию Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД), учреждённую к «100-летию Исаака Ароновича Биргера». Учёный получил её из рук президента АССАД Виктора Чуйко. Руководитель АССАД также обратился к гостям с приветственным словом и отметил, что конференция — взгляд в будущее коллектива прочнистов ЦИАМ. Она даёт представление о том, как дальше будет работать направление прочности, надёжности и безопасности отечественной техники.

— Обращение к опыту Исаака Ароновича актуально всегда, — подчеркнул Виктор Чуйко. — Ведь это настоящая школа!

Согласен с этим и член-корреспондент Российской академии наук, генеральный конструктор «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев. С И.А. Биргером они начали работать с 1983 года, когда авторитет Исаака Ароновича и созданная им в ЦИАМ научная школа были уже признаны в стране.

— Я всегда с большим уважением относился к этому человеку, — отметил Александр Иноземцев. — Меня поражала та смелость, с которой он умел принимать решения. Ведь мы и сейчас мало что понимаем. Что уж говорить о том, что было 35 лет назад! А тогда тоже нужно было возить пассажиров, разрабатывать и выпускать документацию, обеспечивая безопасность. И те смелость и умение взять ответственность в совершенно неочевидных вещах — уникальные свойства, присущие Исааку Ароновичу.

По словам Александра Иноземцева, пример И.А. Биргера — это яркий ориентир для молодого поколения инженеров и учёных. А новое поколение, по мнению выступающего, будет очень сильное.

— Конечно, наша молодежь положит нас на лопатки, — пошутил Александр Иноземцев. — Но не сразу. Мы, конечно, ещё поборемся. Я искренне надеюсь, что дело Исаака Ароновича будет развиваться и дальше.

И. А. Биргер внёс огромный вклад и в развитие идеологии Автоматизации проектирования газотурбинных двигателей и создание САПР ГТД. Об этом в своем выступлении упомянул его ученик и коллега, начальник отдела математического моделирования ГТД ЦИАМ Юрий Темис.

— И.А. Биргер сформировал идеологию и подготовил в 70-80-е годы прошлого века для отрасли кадры, которые смогли разрабатывать и применять новые современные математические методы, модели и программные комплексы математического моделирования, — поясняет Юрий Темис. — Он обладал глубоким знанием и пониманием конструкции двигателя и физических процессов, происходящих в нем. Такое понимание необходимо иметь и сейчас молодым инженерам и ученым, работающим в двигателестроительной отрасли. Ведь сегодня, когда программные комплексы стали обыденными, как раньше логарифмическая линейка, применением этих комплексов мало, кого удивишь. А вот когда ты придумываешь что-то новое, создаешь новую математическую модель материала, конструкции, физического процесса и получаешь возможность: управлять ресурсом, надежностью и экономичностью, сокращая стоимость и время создания двигателя — это будет школа Исаака Ароновича.

На конференции было представлено более 70 докладов, с которыми выступили представители «ОДК-Авиадвигатель», «ОДК Климов», «ОДК Сатурн», ПАО «Кузнецов», ОКБ имени А. Люльки, Сименса, РЭП-Холдинга, ЦИАМ, ЦАГИ, ВИАМ, ЛИИ имени М.М. Громова, ВИЛС, ИМаш РАН, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАИ, МАДИ, СГАУ, УГАТУ, ПНИПУ и многих других предприятий. Тематика работ была посвящена актуальным проблемам обеспечения прочностной надёжности перспективных и серийных ГТД, в том числе совершенствованию прочностных и многодисциплинарных расчётов, оптимизации конструкций, развитию экспериментальных исследований, оценке ресурсов деталей с учётом возможных дефектов, методам контроля выработки ресурсов основными деталями и диагностики технического состояния двигателей в эксплуатации, оптимизации конструктивно-технологических решений при использовании композиционных материалов, аддитивных технологий и др.

В рамках конференции была также организована выставка книг И.А. Биргера, посвящённых ему публикаций. К юбилею И.А. Биргера была издана биографическая книга.

Участники конференции отмечали её хорошую организацию, высокий уровень докладов и доброжелательную атмосферу, в которой прошла конференция.