Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова
Rus
Array
(
    [0] => Array
        (
            [TEXT] => Новости
            [LINK] => /press-center/news/
            [SELECTED] => 1
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [1] => Array
        (
            [TEXT] => СМИ о ЦИАМ
            [LINK] => /press-center/news-partners-and-cm/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [2] => Array
        (
            [TEXT] => Интервью
            [LINK] => /press-center/interview/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 2
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [3] => Array
        (
            [TEXT] => Фото-видеогалерея
            [LINK] => /press-center/photo-video-gallery/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 3
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 1
        )

    [4] => Array
        (
            [TEXT] => Фотогалерея
            [LINK] => /press-center/photo-video-gallery/photo/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 2
            [IS_PARENT] => 
        )

    [5] => Array
        (
            [TEXT] => Видеогалерея
            [LINK] => /press-center/photo-video-gallery/video/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 2
            [IS_PARENT] => 
        )

    [6] => Array
        (
            [TEXT] => Журналистам
            [LINK] => /press-center/journalists/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 4
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

)

В ЦИАМ состоялся семинар «Лопаточные машины авиационных двигателей», посвященный памяти выдающегося ученого В.П. Почуева

20 Декабря 2017

14 декабря 2017 года в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») состоялся межотраслевой семинар памяти крупного ученого, принимавшего участие в создании первых в мире экспериментальных и опытных турбовинтовых двигателей различной мощности Валентина Павловича Почуева (09.07.1926 – 17.06.2017).

Собравшиеся вспомнили о работах, у истоков которых он стоял и которые сегодня продолжают вести сотрудники отделения газовых турбин ЦИАМ. Начальник отдела ЦИАМ Сергей Харьковский рассказал об основных вехах профессионального пути В.П. Почуева, через который можно проследить историю отечественного авиадвигателестроения.

Начинается она с истории развития газотурбостроения в 1930-е годы и связана прежде всего с именем В.В. Уварова – одного из первых создателей газотурбинной установки. При ее появлении возникла проблема охлаждения лопаток турбин, над решением которой работали большую часть жизни Уваров и его ученики. 

В 1949 году под руководством Уварова проходит практику на заводе № 41 и выпускник МАИ Валентин Почуев. После перевода с завода в ЦИАМ он начинает работать в лаборатории 12, куда, в частности, входило направление по исследованию газовой динамики. В 1950-е годы Почуев проводит расчетные работы и исследования первых экспериментальных охлаждаемых роторов турбин высокотемпературных ГТД с различными системами охлаждения. Становится ведущим специалистом ЦИАМ по работам с ОКБ.

В 1960-е руководит комплексными исследованиями нестационарного теплового состояния элементов авиационных газовых турбин и турбонасосных агрегатов ЖРД. Занимается разработкой методов расчета и экспериментальных исследований проблем теплообмена. Итогом его работ становятся первые вычислительные программы определения нестационарного теплового состояния.

В 1969-м году В.П. Почуев защищает диссертацию «Исследование теплового состояния элементов турбин ГТД и ТНА на неустановившихся режимах» на степень кандидата технических наук.

В 1970-е годы проводит основополагающие работы по исследованию проблем регулирования радиального зазора. Результаты работ реализованы в отечественных двигателях РД-33, АЛ-31Ф и др. Занимается исследованием внешнего теплообмена на лопатках газовых турбин.

В 1980-е годы ученый исследует новые способы интенсификации теплообмена, работает над подготовкой нормативных положений.

В 1990-е Валентин Почуев ведет работы по созданию научно-технического задела (НТЗ) для создания двигателей 5-го поколения. Занимается разработкой экспериментальной лопатки с системой проникающего охлаждения с использованием технологии «жестких стержней», участвует в процессе изготовления и испытаний лопатки. Проектирует лопатки с системой проникающего охлаждения под технологию «гибких стержней».

В 2000-е годы работает над созданием НТЗ в области теплообмена, систем охлаждения и подвода воздуха, систем регулирования радиального зазора для создания двигателей 5-го поколения с температурой выше 2000 К. Одно из основных достижений – показана принципиальная возможность литейного способа изготовления лопатки с системой проникающего охлаждения с применением технологии «гибких стержней».

В 2010-е годы Валентин Павлович занимается планированием развития исследований в области охлаждаемых газовых турбин.

Сергей Харьковский обратил внимание участников семинара, что данное направление продолжает активно развиваться в ЦИАМ, во многом благодаря той энергии и вдохновению, которыми делился со своими учениками В.П. Почуев.

На семинаре выступила почетная гостья – дочь ученого Ольга Валентиновна. Она отметила, что несмотря на такие понятные каждому мужчине увлечения, как вождение автомобиля и футбол, главным увлечением ее отца была наука, «охлаждаемые лопатки были смыслом его жизни». Дочь Почуева рассказала, как наблюдала за успехами своего отца на протяжении всей его научной карьеры и пообещала передать в дар Институту многочисленные исписанные формулами тетради Валентина Павловича.

В ходе мероприятия были заслушаны доклады специалистов ЦИАМ – продолжателей дела своего учителя об актуальных научных направлениях: исследовании теплообмена на внешней поверхности лопаток турбин и способах интенсификации теплообмена в каналах охлаждения турбинных лопаток. Подробно рассмотрены вопросы, относящиеся к деятельности Института в области создания научно-технического задела по проектированию и разработкам перспективных систем охлаждения газотурбинных двигателей. Показаны новые конструктивные решения по системам охлаждения лопаток и способам регулирования радиальных зазоров ГТД. Представлены методы расчетно-экспериментального исследования элементов турбин, направленных на повышение эффективности разрабатываемых систем охлаждения.