Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова
Rus
Array
(
    [0] => Array
        (
            [TEXT] => Новости
            [LINK] => /press-center/news/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [1] => Array
        (
            [TEXT] => СМИ о ЦИАМ
            [LINK] => /press-center/news-partners-and-cm/
            [SELECTED] => 1
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [2] => Array
        (
            [TEXT] => Интервью
            [LINK] => /press-center/interview/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 2
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [3] => Array
        (
            [TEXT] => Фото-видеогалерея
            [LINK] => /press-center/photo-video-gallery/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 3
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 1
        )

    [4] => Array
        (
            [TEXT] => Фотогалерея
            [LINK] => /press-center/photo-video-gallery/photo/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 2
            [IS_PARENT] => 
        )

    [5] => Array
        (
            [TEXT] => Видеогалерея
            [LINK] => /press-center/photo-video-gallery/video/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 2
            [IS_PARENT] => 
        )

    [6] => Array
        (
            [TEXT] => Журналистам
            [LINK] => /press-center/journalists/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 4
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

)

На основе наукоемких прорывных технологий

4 Сентября 2018
Стран, которые могут проектировать и производить авиационные двигатели, меньше, чем государств, обладающих ядерными технологиями. Разработка и создание авиадвигателей – это сложный и наукоемкий процесс, который в значительной мере определяется организацией проведения научных исследований, разработкой прорывных технологий, новых материалов и технических решений. 

ЦИАМ выполняет полный цикл комплексных научных исследований и разработок в области авиационного двигателестроения. Главная наша задача заключается в том, чтобы перевести научные и инженерные достижения  фундаментального и прикладного характера в конкурентоспособную инновационную продукцию, создаваемую в тесной кооперации с отраслевыми предприятиями.

Конечно, у ЦИАМ, как и у других авиационных научных центров – ЦАГИ, ВИАМ, ВИЛС и др. – больше задач прикладного характера. Но в качестве государственного научного центра мы проводим и фундаментальные, поисковые, научно-исследовательские работы.

ЦИАМ совместно с предприятиями отрасли также активно работает над созданием авиационной техники 5-го поколения. Параллельно проводятся исследования по формированию облика двигателей и СУ 6-го поколения – это работа на перспективу, на 2025-2030 годы. В рамках комплексных НИР по госконтрактам в ЦИАМ рассматриваются двигатели традиционных и новых схем: с изменяемым циклом для сверхзвуковых ЛА, ТВВД – «открытый ротор», гибридные и распределенные СУ. 

Исследования перспективных концепций авиационных СУ сейчас активно ведутся во всем мире, включая Россию. ЦИАМ тоже изучает их возможности, оценивая плюсы и минусы. Мы ведем исследования и разрабатываем демонстратор гибридной СУ с применением прорывных технологий для перспективных летательных ЛА. Это позволит выполнить высокие требования по сокращению эмиссии в полетном цикле, снижению эксплуатационных расходов, повышению топливной эффективности. Некоторые параметры достигнуты уже сегодня. Проведен ряд работ по формированию облика и расчетно-параметрическим исследованиям «более электрических», гибридных и электрических СУ. Исследованы варианты систем хранения водорода и перспектив совершенствования аккумуляторов и топливных элементов как источников энергии будущего.

В рамках работ по двигателю ПД-14 отечественный авиапром разработал целый набор собственных новейших технологий. Это важно для возвращения отечественной авиационной промышленности в лидеры мирового  авиастроения. ЦИАМ в полной мере выполняет функции головной научной организации при формировании концептуальных решений в создании этого двигателя, его узлов и систем, предпроектных исследованиях, испытаниях и сертификации. ПД-14 открывает перспективу создания целой линейки ближне-, средне- и дальнемагистральных самолетов с ориентацией на собственные разработки. По сути, мы приближаемся к тому, чтобы в ближайшие годы возродить в стране гражданское авиадвигателестроение.

Еще один масштабный проект – двигатель большой тяги ПД-35. В 2012 году ЦИАМ выступил с предложением о начале исследований в обеспечение создания ТРДД большой тяги, впоследствии получившего обозначение ПД-35. 

Одна из наших «экзотических» разработок – малоразмерная стационарная газотурбинная установка (ГТУ) на топливных гранулах мощностью 4 кВт. В ней впервые в отечественной практике реализованы высокоскоростные опоры, устойчиво работающие при почти 100 тыс. об/мин. И высокоскоростной стартер-генератор, охлаждаемый воздухом, весящий всего 480 граммов. «Изюминкой» машины является применение нового экологически чистого твердого топлива – древесных гранул.

Генеральный директор 
ФГУП «ЦИАМ им. П.И.Баранова»
Михаил Гордин

"Инженерная газета" № 12(1683) сентябрь 2018 г.